14 Эмоциональных Схем • Психолог Ярослав Исайкин
Направления Психотерапии

14 Эмоциональных Схем

Эмоциональная схема — совокупность имплицитных интерпретаций, ожиданий, формирующихся у человека в отношении собственных эмоций и эмоций других людей, то, что человек думает о собственных эмоциях и об эмоциях других, то, какие поведенческие и межличностные стратегии он применяет в ответ на собственные эмоции и эмоции других. Эмоциональные схемы связаны с депрессией, тревогой, посттравматическим стрессовым расстройством, разногласиями в семьях и расстройствами личности.

Дезадаптированные эмоциональные схемы проявляются как потребность подавлять или контролировать негативные эмоции, когда они воспринимаются непонятными, слишком продолжительными, постыдными, опасными и не присущими другим людям

Процесс нормализации эмоций предполагает, что негативные эмоции могут быть приняты и адекватно выражены, они носят временный характер, отражают для человека связь с тем, что ценно

14 эмоциональных схем Лихи

14 эмоциональных схем Лихи


ТЕСТЫ НА САЙТЕ:

Тест Эмоциональных схем Лихи (LESS)
Тест Эмоциональных схем в отношениях (RESS)


Валидация / Инвалидация эмоций

Представления о том, что собственные чувства не признаются и не понимаются другими людьми

Мои чувства никому не нужны

Инвалидация — относится к представлению о том, что другие не понимают чувства респондента и не заботятся о них. Это центральный компонент DBT и важный фактор того, как люди узнают, что их эмоции значимы, имеют смысл и ценятся другими.

Некоторые люди верят, что есть аудитория, принимающая их эмоции, то есть другие люди их ценят и проявляют эмпатию. Как показано в главе 6, валидация влияет на множество других измерений эмоциональной схемы. Оно нормализует эмоцию, уменьшает вину и стыд, помогает различить эмоции и выяснить, что эмоциональный опыт можно принять и вынести, а также показывает, что в эмоциях есть смысл. Примеры разной степени веры в валидацию: «Другие люди понимают и принимают мои чувства», «Я не хочу, чтобы о некоторых моих чувствах кто- то знал», «Мои чувства никому не нужны».


Понятность/Непонятность

Отношение к эмоциям как к беспричинным и бессмысленным

Почему я это чувствую

Непонятность — относится к представлению человека о том,что его эмоции не являются бессмысленными и хаотичными, не приходят из ниоткуда. На самом деле главная характеристика модели эмоциональных схем —  психологическое просвещение пациента, помогающее ему увидеть, в чем смысл паники, депрессии, социальной тревоги и других проблем.

Люди часто думают, что в их эмоциях нет смысла. Они запутались в своих чувствах. Например, кто-то может сказать: «У меня есть чувства, которые я не понимаю», «Я не вижу смысла в своих чувствах», «Я думаю, что мои чувства странные или ненормальные», «Мои чувства будто появляются ниоткуда». Не видя в чувствах смысла, люди начинают ощущать себя запутавшимися в опыте, беспомощными, они не знают, что делать.


Вина/стыд

Склонность осуждать себя за нежелательные переживания

Я не должен этого чувствовать!

Вина и стыд — относится к представлению о том, что человек не должен чувствовать то, что он чувствует; чувства рассматриваются как недостаток характера, слабость или нежелательные качества личности. Например, человек может себя критиковать за то, что чувствует себя встревоженным или подавленным, и это лишь обостряет проблему. 

В какой степени человек переживает стыд, вину или смущение по поводу своей эмоции? Это измерение относится к вере в то, что некоторых чувств у человека быть не должно, и отражается в комментариях типа: «Испытывать некоторые чувства неправильно», «Мне стыдно за мои чувства». Люди, которые ощущают стыд или вину, могут быть склонны критиковать себя за эмоции, прятать их от других, беспокоиться или грустить по поводу испытываемых эмоций.


Дифференциация/ Упрощённый взгляд на эмоцию

Непереносимость смешанных чувств и амбивалентности

Я должен точно понимать, как отношусь к этому человеку

Упрощенный взгляд на эмоцию — относится к непереносимости смешанных чувств или эмоциональной амбивалентности. 

Некоторые люди верят, что по поводу тех или иных вещей они должны чувствовать что- то одно; им трудно испытывать смешанные чувства. В ряде случаев это принимает одну из форм раздельного мышления о самих себе («Я совсем плохой») или других («Он совсем плохой»). Дифференцированный, сбалансированный или комплексный взгляд на себя и других включает осознание того, что у одного и того же человека могут быть разные и конфликтующие качества — в зависимости от ситуации и времени. Потому что и конкретный человек, и другие люди изменчивы. Более дифференцированное мышление позволяет скоординировать явно конфликтующие чувства, которые порой неизбежны. Примеры упрощенных взглядов на себя и других: «Я не выношу, когда у меня возникают противоречивые чувства: например, когда один и тот же человек нравится и не нравится», «Испытывая к кому- то противоречивые чувства, я запутываюсь и расстраиваюсь», «Люблю чувствовать полную определенность насчет того, как я отношусь к самому себе». Упрощенный взгляд на эмоции отражает двойственный взгляд на опыт: все или ничего.


Бесчувственность

Убежденность в неспособности испытывать сильные чувства

Я ничего не чувствую. Всё притупленно

Бесчувственность — относится к тому, что человек верит, что не испытывает интенсивных или сильных (либо вообще любых) эмоций, его эмоциональный опыт слаб и не действует на него.

Некоторым людям трудно испытывать эмоции; они утверждают, что чувствуют себя оцепеневшими, ничего не чувствуют, оторваны от реальности. В модели эмоциональных схем бесчувственность рассматривается как следствие эмоционального избегания, которое сдерживает эмоциональную переработку опыта. Без доступа к прямому опыту эмоции такие люди не способны узнать, что эмоции переносимы, что они не захлестнут и не сделают беспомощным, что эмоции не длятся вечно. Пациенты, переживающие бесчувствие, часто говорят: «Я чувствую себя эмоционально тупым: у меня нет эмоций».


Контролируемость

Вера в то, что эмоции нужно контролировать и подавлять, иначе произойдёт ужасное

Если не буду сдерживать эмоции, то потеряю контроль

Потеря контроля — относится к вере в то, что эмоции нужно контролировать, а в некоторых случаях подавлять. Если позволить себе чувствовать тревогу или грусть, это приведет к тому, что эмоция выйдет из-под контроля. 

Некоторые пациенты думают, что их эмоции неконтролируемые и что их нужно подчинять контролю: «Боюсь потерять контроль, если позволю себе некоторые из этих чувств», «Беспокоюсь, смогу ли я контролировать чувства; я просто могу сойти с ума». Для некоторых людей мысль об утрате контроля является пугающей, она заставляет верить, что необходимо сделать все, лишь бы осуществить контроль.


Ценности/обесценивание

Отношение к эмоциям как не связанным с ценностями

То, что я чувствую не имеет никакого смысла

Обесценивание — отражает веру в то. что эмоции не имеют отношения к ценностям человека. Например, человек, заявляющий, что он грустит, потому что скучает по своей партнерше, может не принимать чувство грусти как необходимый компонент того, что он ценит интимность и верность. Возможно, человек способен выдерживать и принимать трудные эмоции, если они часть жизни, имеющей ценность.

Есть люди, которые подчеркивают ценности и верят, что эмоции — их естественное следствие и что они направляют жизнь. Поэтому не обязательно чувствовать себя хорошо, лучше жить жизнью, имеющей смысл. Акцент на ценностях может родиться из экзистенциальной когнитивной модели переработки эмоций. Некоторые люди способны верить, что их тревога, депрессия и гнев помогают прояснить, что для них действительно важно, позволяя эмоциям перерабатываться. Терапия эмоциональных схем предполагает, что ценности помогают выявить значение действия и опыта, чтобы люди узнали, что по- настоящему имеет значение, придать глубину и содержание неизбежным трудностям. Утверждения, которые отражают данный подход: «Есть более высокие ценности, к которым я стремлюсь», «Когда я подавлен и грущу, то задаюсь вопросом, что для меня ценно».


Рациональность

Идеи о превосходстве рациональности, логичности, разума над эмоциями

Нельзя полагаться на чувства. Я должен следовать логике

Чрезмерная рациональность — отражает веру в то, что человек должен быть рациональным, а не эмоциональным; эмоциональности следует избегать, заменяя ее рациональностью и логическим мышлением. 

Люди, которые больше склоняются к рациональности, чем к переживанию эмоционального опыта, верят, что быть логичным или рациональным — высший способ функционирования. Они думают, что их эмоции можно устранять или контролировать, чтобы они не мешали эффективному решению проблем и деятельности. Примеры акцента на рациональном: «Я должен быть рациональным и логичным во всем», «Вы не можете полагаться на чувства, определяя, что для вас хорошо».


Длительность

Оценка ожидаемой длительности эмоции как бесконечно долгой, а значит невыносимой

Это чувство никогда не пройдёт

Длительность — отражает веру в то, что эмоция будет длиться бесконечно и станет невыносимой. Например, женщина, которая грустит, может быть уверена, что ее грусть продлится очень долго, вероятно, останется навсегда и усугубит ее переживание безнадежности  

Как долго длятся эмоции? Некоторые люди верят, что переживаемые ими эмоции будут длиться долго — до бесконечности. В клинической практике мы с коллегами часто слышим, как пациенты говорят: «Иногда я боюсь, что если позволю себе сильное чувство, оно не пройдет». Люди, которые верят в долгие эмоции, не воспринимают их как временные и ситуативные. Иногда эмоциональный опыт может рассматриваться как «черты личности» («Я грустный человек»). Вместо того чтобы помочь принять эмоции как временное явление, данный аспект приводит людей к вере в то, что болезненные эмоции могут сохраняться и приводить к страданиям. 


Консенсус

Вера в то, что другие люди не переживают подобные эмоции

Другие люди так себя не чувствуют

Низкий консенсус — отражает веру в то, что у других людей не бывает аналогичных эмоций, что в эмоциональном опыте человека есть что-то уникальное; в результате он чувствует себя одиноким в мире и дефектным из-за того, что у него другой опыт.

Некоторые верят, что их эмоции уникальны и переживаются только ими; отсюда вера в то, что они ненормальные или дефектные. Такие люди говорят: «Я часто думаю, что реагирую чувствами, которые у других не возникают», «Я намного чувствительнее окружающих», «Ни у кого нет таких чувств, как у меня». Или они могут спросить: «У других людей бывают такие же эмоциональные реакции, такой же опыт, как у меня, или в моих эмоциях есть что-то необычное?» Нормализация чувств и опыта — важный компонент когнитивной терапии тревоги, ПТСР и ОКР. Если пациенту с ОКР помочь понять, что подобные фантазии и чувства свойственны многим людям, у него уменьшится склонность к негативному обозначению своих навязчивых мыслей (Salkovskis & Kirk, 1997). В модели эмоциональных схем признание факта, что у других бывают аналогичные чувства, — это форма подтверждения, то есть процесс, призванный ослабить депрессию и тревогу. 


Руминации

Склонность к зацикленности на обдумывании негативного опыта в попытках разобраться

Почему я так себя чувствую? Что со мной не так!?

Руминации — отражает веру в то, что человек должен продолжать испытывать негативные чувства, сосредоточиться на их значении или отсутствии такового, снова и снова или без конца. Например, человек, которому грустно, сосредоточен на грусти и спрашивает себя: «Что со мной не так?», или: «Почему так происходит?» Постоянно! И ни один ответ его не удовлетворяет.

Иногда люди застревают на одной эмоции: прокручивают в голове один факт, что они испытывают неприятное чувство, задают себе вопросы без ответа («Что со мной не так?»), снова и снова обращаются к негативному опыту. Руминации могут рассматриваться как проблематичный стиль копинга, попытка совладания с нежелательными мыслями и эмоциями. Люди, которые без конца руминируют, уверены, что нельзя отпустить эмоцию или мысль, что им надо принять решение; они не могут принять, что мысль — это просто мысль, а эмоции носят временный характер (Wells, 1995). Согласно модели эмоциональных схем, руминации — это проблематичная стратегия совладания с неприятной или нежелательной эмоцией, которая заставляет человека буксовать на эмоциональном опыте или воспоминании, снова вызывая негативную эмоцию и не позволяя продуктивно функционировать. Примеры комментариев постоянно руминирующих пациентов: «Чувствуя себя подавленным, я сижу один и думаю о том, как мне плохо», «Я часто спрашиваю себя: “Что со мной не так?”», «Я вечно думаю о своих чувствах или физических ощущениях»


 Принятие/Неприятие чувств

Вера в то, что некоторые эмоции недопустимы и их нужно избегать или устранять

Я не собираюсь это чувствовать

Неприятие чувств — отражает веру в то, что человек не может позволить себе некоторые виды эмоций, что их надо избегать или устранять. 

Некоторые люди позволяют себе переживать чувства, тратят мало энергии на их сдерживание. Принятие — лишь признание того, что существующее действительно существует. Это позволяет проживать жизнь в этом мире, включая эмоции как часть реальности. Идеальное принятие предполагает отсутствие оценки, контроля или страха; можно отметить стартовый пункт, с которого начинать или не начинать действовать. Принятие подобно тому, чтобы позволить чему- то быть. Примеры комментариев, показывающие разные степени принятия: «Я принимаю свои чувства», «Я не хочу допускать у себя некоторые чувства, но знаю, что они у меня есть».


Выражение

Невозможность открыто выражать эмоции: говорить о них, делиться ими или демонстрировать их

Я не могу выразить свои чувства и поделиться ими.

Низкая степень выражения чувств — отражает веру в то, что человек не способен открыто выражать эмоции: говорить о них, делиться ими или демонстрировать их невербально (например, плакать). Это отличается от инвалидации, относящейся к уверенности в том, что другие не понимают ваши эмоции и не беспокоятся о них: человек может выражать эмоцию, но чувствует, что ее не одобрят. 

Некоторые люди считают, что могут выражать свои эмоции, отпускать их, делиться ими с другими и сообщать о полном спектре испытываемых чувств. Готовность выразить чувства отражает принятие факта о важности эмоций, о том, что они способствуют изменениям и пониманию. Конечно, простое проживание эмоций не всегда отражает веру в то, что это полезно; это говорит лишь о том, что человек готов и способен выражать эмоции. Примеры такого выражения: «Я верю, что важно позволять себе плакать, чтобы мои чувства выходили», «Я чувствую, что могу открыто выразить свои эмоции».


Обвинение

Убежденность в том, что эмоции, которые есть у человека, возникают вследствие действия или бездействия других людей

Другие постоянно выводят меня из равновесия

Обвинение — вера в то, что эмоции, которые есть у человека, возникают вследствие действия или бездействия других людей. Например, человек скорее скажет, что его гнев возникает из-за поведения жены, чем начнет думать, что это происходит из-за его собственного взгляда на вещи.  

Типичная реакция некоторых людей на свои негативные эмоции — обвинение в этих чувствах окружающих. Они могут чувствовать, что их провоцируют, поступают с ними нечестно, эксплуатируют, игнорируют, плохо относятся или просто не понимают. Однако в каждом случае причина того, что они чувствуют себя так, как чувствуют, в том, что кто-то заставил их испытывать эти чувства. Примеры, иллюстрирующие обвинение: «Если бы другие люди изменились, я бы чувствовал себя намного лучше», «Другие люди вызывают у меня неприятные чувства».



Рейтинг: 1Рейтинг: 2Рейтинг: 3Рейтинг: 4Рейтинг: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Блог ВКонтакте: Психотерапия, которая работает

Блог в Telegram

Лекции о психотерапии на Youtube

Полезное