Эксперимент #1
Учёные Джереми Бейленсон и Ник Йи решили проверить это на примере World of Warcraft.
Исходя из того, что чаще всего высокие люди увереннее низкорослых*, учёные исследовали 76 тысяч игроков.
*на эту тему тоже есть интересные исследования, в которых рост коррелирует с уверенностью, уровнем счастья и уровнем доходов.
Сначала они выяснили, что те кто выбирали героев более высокого роста – орков и троллей – добивались большего в игре, чем те кто выбирали героев низкого роста – гномов, дворфов.
Но возможно просто уверенные и высокие люди выбирали для себя подобных себе высоких героев. И чтобы проверить влияет ли поведение героя на поведение игрока в реальной жизни ученые провели следующий эксперимент.
Эксперимент 2
На группу людей учёные надели на них очки виртуальной реальности. В этих очках они видели свой виртуальный аватар. Рост аватаров был в случайном порядке распределен между участниками эксперимента.
Чтобы максимально ассоциировать испытуемых со своим аватаром к ним прикрепили датчики движения, благодаря чему аватар начал точно повторять их движения. Если игрок бежал – аватар тоже бежал, если игрок двигал головой влево – аватар тоже поворачивал голову.
Далее, после того как испытуемые привыкли к своему герою им предложили сыграть в игру «Ультиматум», которая позволяет измерить уверенность в себе.
Её правила следующие:
- Игроку предлагается разделить 100$ со своим соперником в той пропорции, которую он сочтёт приемлимой.
- Если соперник соглашается – деньги делятся
- Если соперник не соглашается – никто ничего не получает
Как и предполагали исследователи – игроки с более высокими персонажами были более уверенны и эгоистичны.
Представители высоких аватаров предлагали делить деньги 60/40, а более низких – предлагали делить 50/50. А когда им пришлось играть на стороне принимающего предложение – они отказывались в 2 раза чаще низкорослых, даже на выгодные предложения.
Следующие исследования обнаружили, что игроки начинали больше заниматься физкультурой, если их персонаж часто бегал, а игроки получавшие престарелого героя – чаще соглашались вносить деньги в счет пенсии.
То, как вид и поведение персонажа игры влияет на поведение игрока в реальном мире ученые назвали «эффектом Протея». Протей – древнегреческий бог способный принять любой образ.